Идентификация товаров в розничной и оптовой торговле
Ключевые правила товарной нумерации системы EAN/UCC1. Отдельный уникальный идентификационный Товарный номер системы EAN*UCC – GTIN (Global Trade Item Number) присваивается каждой торговой единице, которая при прохождении через расчетные и учетные узлы (кассовые аппараты, пункты контроля, хранения, транспортирования и т.д.) должна рассматриваться как отдельный объект. Это означает, что каждой разновидности товара должен быть присвоен другой номер всякий раз, когда отличия очевидны и существенны для любого партнера в сети "спрос-предложение", включая конечного пользователя. 2. GTIN не определяет страну происхождения товара, не имеет в своем составе никаких элементов классификации. По префиксу, входящему в состав GTIN, можно определить только, в какой национальной организации – члене EAN International –зарегистрирована продукция. 3. Однажды присвоенный GTIN остается для данной продукции неизменным, независимо от того, где эта продукция произведена или реализована. 4. GTIN в виде штрихового кода должен быть нанесен на каждую торговую единицу, находящуюся в сети "спрос-предложение". Это значит, что штриховой код должен присвоить и нанести либо производитель (упаковщик) продукции, либо поставщик, либо торговая организация. В последнем случае в данной торговой сети торговой единице присваивается так называемый "номер ограниченной циркуляции", т.е. осуществляется внутренняя нумерация с использованием префиксов 02, 20-29 EAN/UCC-13 и префиксов 0 и 2 EAN/UCC-8. Такой номер не имеет гарантии уникальности за пределами именно этой сети. Затраты на такую маркировку торговая сеть компенсирует за счет поставщика продукции. Глобальный Номер Торговой Единицы Торговая единица – это любой товар (услуга), который может быть оценен, заказан, на который может быть выписан счёт-фактура и т.п. Понятие торговой единицы включает в себя как отдельные товары, так и их различные конфигурации в разных типах упаковок. Для однозначной идентификации каждой торговой единицы во всём мире используется так называемый Глобальный Номер Торговой Единицы (GTIN-Global Trade Item Number). GTIN не содержит элементов классификации и является незначащим цифровым кодом. Под это понятие подпадают все существующие структуры нумерации товаров EAN/UCC, принятые названия которых EAN/UCC-14 (14-разрядный), EAN/UCC-13 (13-разрядный), UСC-12 (12-разрядный) и EAN/UCC-8 (8-разрядный). Однако в компьютерных базах данных GTIN всегда представляется в 14- разрядном виде (с добавлением соответствующего количества нулей слева). Глобальные номера торговой единицы для различных структур нумерации представлены в таблице 1. Таблица 1.
Идентификационные номера торговых единиц, предназначенных для продажи в розничной торговле Для идентификации товаров, предназначенных для продажи в розничной торговле, используются GTIN типов EAN/UCC–8, EAN/UCC–13 или UСC–12. Товары, которые продаются в розницу, могут быть фиксированного количества, переменного количества, а также могут подходить под категорию "специфичные товары" (книги и периодические издания). Основное правило международной системы товарной нумерации – товарам с различными потребительскими свойствами (сорт, вес, вид, номер расцветки, номер модели, цена и т. д.) должны присваиваться различные товарные номера. Уникальный номер наносится на упаковку товара в виде штрихового кода, который однозначно соответствует конкретному наименованию и потребительским свойствам товара. Если в торговом зале будут находиться, например, минеральная вода "Минская–4", упакованная в различную тару (стеклянные бутылки 0.33 и 0.5 л, пластмассовые бутылки 0.5, 1.0, 1.5, 2.0 л), но с одинаковым штриховым кодом, то сканером эти товары будут определяться как одинаковые, и кассовый аппарат будет выбивать чек на одну и ту же сумму. Товары фиксированного количества чаще всего обозначаются товарными номерами EAN/UCC–13, которые содержат префикс территории, на которой была произведена регистрация товара, регистрационный номер производителя (поставщика) товара и номер конкретной торговой единицы. Товарные номера EAN/UCC–8 применяются для маркирования очень маленьких предметов, на которых невозможно разместить тринадцатиразрядный номер. Так как эти номера не содержат регистрационного номера предприятия и количество таких номеров, выделяемое каждой стране, очень ограничено, они присваиваются только в исключительных обоснованных случаях. В розничной торговле различают единичную и групповую упаковки товара. Под единичной упаковкой понимается отдельная единица товара, которая проходит через кассу. Под групповой упаковкой понимают объединение в единой таре группы единичных упаковок для продажи через кассу. Например, бульонные кубики могут продаваться как по отдельности, так и блоками по 10 или 48 штук. Сигареты также могут продаваться как пачками, так и блоками по 10 пачек. Сгруппированный товар называют групповой упаковкой. Единичная и групповая упаковки одноименного товара должны иметь различные номера EAN-13. Структура товарного номера EAN-13 482 РРРРРР ХХХ С, где
Изменяя значение цифры-индикатора I от 1 до 8, можно сформировать 8 уникальных GTIN структуры EAN/UCC–14 для восьми различных видов стандартных групповых упаковок одного и того же единичного товара, имеющего GTIN структуры EAN/UCC–13, EAN/UCC–8 или UCC–12. В этом случае GTIN представляется в виде штрихового кода символики ITF–14 или UCC /EAN–128. Товары переменного количества, не предназначенные для розничной продажи, идентифицируются с применением GTIN структуры EAN/UCC–14 с цифрой-индикатором, имеющей значение 9. Для обеспечения полной идентификации иногда необходимо представить фактические значения переменных параметров. Это делается с помощью соответствующих идентификаторов применения (ИП) в виде штрихового кода UCC/EAN–128, наносимого на продукцию в месте формирования. После считывания информация преобразуется в стандартные сообщения EANCOM, которые должны передаваться по сетям передачи данных для дальнейшей обработки. Источник: www.retail.by
|